Опубликовано 27 апреля 2016 в 16:15

Автор Мельникова Н.А.


Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в детском саду, но и дома.
Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе серьёзной работы по развитию фонематического восприятия, т.е способности воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т. д.
Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребёнка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребёнка. Без полноценного фонематического слуха ребёнок не овладеет чистым звукопроизношением. Таким образом, в развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придаётся формированию фонематического слуха.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
По дороге домой из детского сада или дома поиграйте с ребёнком в игры, которые помогут закрепить пройденный материал на занятиях с помощью игр: 

«Будь внимательным»
Эта игра учит ребёнка выделять заданное слово или звук из ряда других.
Ребёнку даётся задание: хлопни в ладоши, если услышишь слово «сок». Взрослый начинает называть разные слова, периодически называя слово «сок». В этой игре можно использовать любые слова.
Например: кот, сок, дом, мак, сок, сок .........

«Найди картинку»
Ребёнку даётся задание: назови слово или покажи картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, (в любых книгах) в названии которых имеется соответствующий звук.
Например: назови слово, где слышишь звук «И». (кит, индюк, ирисы, слива, виноград, улитка, редис и т.д.) 

«Придумай слово»
Взрослый называет любое слово, а ребёнок придумывает слово, которое звучит похоже.
Например:Мак - бак 

«Скажи наоборот»
Взрослый называет по порядку звуки (количество звуков можно увеличивать), а ребёнок должен повторить их в обратном порядке.
Например: А,У - У,А

«Отгадай слово»
Взрослый предлагает ребёнку отгадать задуманное слово по первому и последнему звуку. Обязательно нужно сказать, что оно обозначает: это фрукт или овощ, игрушка или мебель, цветок или животное.
Например: это фрукт. Первый звук «А», последний «Н». Ответ: АПЕЛЬСИН

«Кто больше»
Устройте между собой соревнование, кто больше придумает слов на заданный первый или последний звук. За каждое правильное слово даётся какая-то фишка. В конце игры подсчитывается количество фишек. Победителю выдаётся приз, который определит сам взрослый.

«Найди общий звук»
Взрослый называет слова (например, со звуком «С» в конце слова: нос, автобус, фикус, квас, ананас, голос, волос, лес) и предлагает ребёнку сказать, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.

«Цепочка слов»
Взрослый называет слово (например, автобус). Ребёнок определяет последний звук в слове и называет своё слово, начинающееся с этого звука (самокат). Таким образом составляется цепочка слов.
Например: автобус - самокат - танк - капуста - апельсин - носки - индюк и т. д.