Опубликовано 13 апреля 2016 в 17:12

Сюжетная игра – фактор психического развития и развития личности дошкольника.

Игра занимает важное, если сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ориентации в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (Запорожец А.В., Леонтьев А.В., Эльконин Д.Б., Венгер Л.В. и др.).

Свободная сюжетная игра самая привлекательная для дошкольников деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Но кроме этого существенного ощущения все возможности« эмоционального комфорта сюжетная игра в силу своей специфики» имеет большое значение для психического развития ребенка.

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, заменяющими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые во внутреннем плане, в уме.

Игра имеет значение не только для умственного развития, но и для развития его личности, принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Большое влияние игра оказывает и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерениями, согласовывать их с другими детьми.

Именно исключительное сочетание развивающего значения игры и ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада.