Опубликовано 13 апреля 2016 в 16:51

Руководитель физического воспитания Шавурова М.И. 


ПЛОСКОСТОПИЕ.
Лечебная гимнастика является важнейшим средством лечения и профилактики плоскостопия.
При плоскостопии необходимо укреплять продольный и поперечный свод стопы.
Упражнения выполняются в разгрузочных положениях (лежа , сидя )
При выполнении упражнений необходимо учитывать размер используемых предметов. Для формирования поперечного свода стопы используются мелкие предметы (шарики, игрушки от киндер сюрпризов, маленькие палочки).
Для упражнений направленных на формирование продольного свод используют более крупные предметы( гимнастическая палка, кегли , канат, мячи).

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ И ЛЕЖА.

Сгибание и разгибание стоп вместе или поочередно.
Поочередные удары носками и пятками об пол.
Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.
Катание подошвами округлого предмета.
Вращение мяча средней величины.
Захват и поднимание пальцами ног мелких предметов.
Захват и подбрасывание мелких предметов.
Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.
Сгибание и разгибание пальцев.

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ.

Сокращение стоп.
Перекатывание с носка на пятку, стоя на носках.
Разведение и сведение пяток, стоя на носках.
Разведение и сведение пяток, стоя на носках.
Приседание.
Поднимание мелких предметов пальцами ноги.
Отталкивание мяча тыльной стороной стопы.
Ходьба на носках.
Ходьба на пятках.( допускается только по мягкому покрытию).
Прыжки на носках.

УПРАЖНЕНИЯ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ.

*Перешагивание через палку.
Стойка ноги врозь, палка внизу. Высоко поднимая ногу перешагнуть через
палку вперед и обратно не выпуская палку из рук.
*Подними палку ногами.
Сидя, одной ногой придерживать палку снизу, другой- сверху стараться
поднять ее.
*Перешагивание сидя.
Сидя на полу ,ребенок переносит ноги через палку.
*Пройди по палке.
*Пройди по палке боком.
Передвигаться приставными шагами.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ.

*Ходьба на носках.
*Пройди по линии.
Ходьба по линии ,ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем – обратно , спиной вперед, ставя носок к пятке.
*Аист.
Поднять согнутую в колене ногу, обхватив ее руками, коснуться лбом колена.
*Журавль на болоте.
Ходьба, останавливаясь и высоко поднимая ногу сильно согнутую в колене
ногу.
*Хлопки под коленом.
О.С. Быстро поднимая прямую ногу вперед сделать хлопок под коленом.
*Присядь.
Стоя у стены ( касаясь пятками, ягодицами, лопатками, головой) присесть не
отрываясь от стены и встать , медленно.
*Комочек.
Узкая стойка ноги врозь. Присесть не поднимая пяток от пола, обхватить
руками голени , спрятать голову (свернуться в комок).
*Перешагни через руки.
О.С. Руки вниз в замок. Слегка наклоняясь вперед перешагнуть через руки.
*Лыжник.
Ходьба выпадами с поочередным махом рук вперед.
*Сядь-встань.
Из седа «по-турецки» сесть-встать не касаясь пола руками и не расплетая ног.
Варианты с поворотом на носках вокруг себя (встал-поворот-сел).
*Гусиный шаг.
Ходьба в полуприседе, приседе.
*Лошадка.
Ходьба и бег с высоким подниманием колен.
*Мяч.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге. С продвижением , на месте, с поворотом.
*Велосипед.
Лежа на спине крутить ногами подражая движению велосипедиста. !носок на
себя.
*Потанцуй.
О.С. руки на пояс. Попеременно выставлять ногу вперед, в сторону, назад, на
носок –на пятку.


ПЛОСКО –ВАЛЬГУСНЫЕ СТОПЫ.
Упражнения в положении сидя.

Повороты стоп подошвами внутрь.
«Лодочка»- сед , соединив стопы подошвами внутрь.
Захват и удержание округлого предмета подошвами.
Захват и поднимание мелких предметов со скрещенными ногами.
Поглаживание подошвой по наружной стороне голени другой ноги.
Сжимание подошвами маленького мячика.
Сед «по-турецки».
Вставание из седа « по- турецки»

Упражнения в положении стоя.

Поглаживание подошвой по голени другой ноги.
Полуприседания со скрещенными ногами.
Стояние на туго набитом мяче.
Стояние на качалке.


Упражнения в ходьбе.

Ходьба на носках с поворотом пяток внутрь.
Ходьба на наружном крае стопы.
Ходьба по двускатной доске.
Ходьба по толстой веревке, палке.

Упражнения с мячом.

«футбол».
Перекладывание приподнятого мяча с одного места на другое.
Поднимание мяча , держа его стопами.
Подкидывание мяча ногами.


ВАЛЬГУСНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ НОГ.

О Х-образном искривлении ног можно говорить, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация сочетается с плоско-вальгусными стопами.
Причины: рахит, врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, дефекты стоп, болезни и травмы коленного сустава.
При вальгусной деформации ног основные изменения происходят в коленном суставе. Неравномерный рост мыщелков бедренной кости приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи связки растягиваются и колено теряет стабильность. Голень отклоняется кнаружи, в тяжелых случаях возможно искривление кости голени выпуклостью вовнутрь. При боковом просмотре видно переразгибание в коленном суставе.
Слабость мышечно-связочного аппарата проявляется во всех суставах, споты постепенно деформируются и приобретают устойчивое плоско-вальгусное положение (пятки отклонены кнаружи ) , развивается плоскостопие.
Рекомендации.
Ребенок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами. Воздерживаться от длительной ходьбы и продолжи -тельных игр стоя. Если нет необходимости постоянного ношения ортопедической обуви дома лучше ходить босиком , предоставляя пальцам и стопам свободу движений. Также полезно ходить босиком по песку, гальке, траве, лазать по лесенкам, прыгать по камешкам…
Надо подобрать ребенку такие игры и упражнения, которые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голеностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению мышечно-связочного аппарата ног. Упражнения необходимо делать ежедневно, а поза « сед по- турецки» должна стать любимой.
Стабильность и нормальная работа коленных и голеностопных суставов зависит от состояния их мышечно-связочного аппарата. С помощью специально подобранных упражнений и массажа укрепляются ослабленные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряженные.

Упражнения в положении сидя.

Повороты стоп подошвами внутрь.
«Лодочка»- сед , соединив стопы подошвами внутрь.
Захват и удержание округлого предмета подошвами.
Захват и поднимание мелких предметов со скрещенными ногами.
Поглаживание подошвой по наружной стороне голени другой ноги.
Сжимание подошвами маленького мячика.
Сед «по-турецки».
Вставание из седа « по-турецки»
Упор присев (стопы параллельно друг другу на ширине плеч, упор между коленей).

Упражнения в положении стоя.

Поглаживание подошвой по голени другой ноги.
Полуприседания со скрещенными ногами.
Стояние на туго набитом мяче.
Стояние на качалке.
Приседание с широким разведением колен.
Стояние на наружных краях стоп.
Стойка «всадника».

Упражнения в ходьбе.

Ходьба на носках с поворотом пяток внутрь.
Ходьба на наружном крае стопы.
Ходьба по двускатной доске.
Ходьба по толстой веревке, палке.


Упражнения с мячом.

«футбол».
Перекладывание приподнятого мяча с одного места на другое.
Поднимание мяча , держа его стопами.
Подкидывание мяча ногами.


НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ГОЛЕНОСТОПНОГО СУСТАВА.

УПРАЖНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ ИЛИ ЛЕЖА.

Сгибание разгибание стоп. Можно делать одновременно или поочередно.
Круговые движения стопами.
Отталкивание мяча.
«Велосипед», активная работа стоп.
Движение стопами с сопротивлением.(можно использовать резиновые бинты, различные тренажеры, оказывать сопротивление руками).
Ходьба на носках.

ВАРУСНАЯ УСТАНОВКА СТОП.
Приведение переднего отдела стопы.

Сочетается с плоскостопием и О-образным искривлением голеней. Бывает сочетание отклонения передних отделов вовнутрь с отклонением пяток кнаружи.
Т. к. плоско-варусная стопа при стоянии и ходьбе устанавливается неправильно, то тяжесть тела падает неравномерно, теряется ее способность амортизировать удары. Нарушается правильная работа мышц нижних конечностей, изменяется состояние мелких мышц и связок стопы, нарушается подвижность голеностопного сустава.
Чаще всего развивается у детей ослабленных, физически плохо развитых, перенесших рахит, часто и длительно болеющих. Поэтому профилактикой служит все , что направленно на укрепление организма. Огромное значение имеет контроль за правильной постановкой стоп при стоянии и ходьбе у детей до 3 лет.


УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СИДЯ.

Сгибание и разгибание стоп.
Вращение стопы наружу.
Отведение переднего отдела стопы кнаружи с одновременным подниманием наружного края стопы.
Сед между пяток.


УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОНЯЕМЫЕ СТОЯ.

Приседания на полной стопе, держась за опору или у стены.
Вставание на пятки.
Опускание пяток со ступеньки.


УПРАЖНЕНИЯ В ХОДЬБЕ.

Ходьба по дорожке- елочке (угол 20-30 *).
Ходьба на пятках.
Ходьба гусиным шагом.