Опубликовано 13 апреля 2016 в 16:42

руководитель физического воспитания Шавурова М.И.

Естественные силы природы — прекрасные средства закаливания организма, только надо уметь ими пользоваться. Конечно, нельзя требовать от детей, чтобы они действовали «по науке», считали минуты своего пребывания в воде, на солнце. Они купаются и загорают прежде всего потому, что им весело и приятно. Но задача родите¬лей — проследить за тем, чтобы дети не злоупотребляли пребыванием в воде, на солнце, на воздухе, чтобы эти силы природы принесли пользу ребенку, закалили его организм, сделали его крепким, выносливым и сильным.

Закаливание нужно начинать с первых дней жизни ребенка и проводить его систе-матически, изо дня в день. Начинать и бросать — значит только вредить здоровью.

Закаливать нужно постепенно, каждый раз слегка изменяя температуру воды, воз-духа, а также продолжительность процедуры. Приступая к закаливанию, нужно посоветоваться с врачом.

Ежедневные прогулки в любую погоду, сон на свежем воздухе или при открытой форточке, игры и спортивные занятия по возможности не в закрытом помещении, воздушные ванны — все это благотворно действует на здоровье ребенка, укрепляет его организм.

Солнце — тоже добрый друг детского здоровья: оно улучшает обмен веществ, состав крови, убивает болезнетворные микробы. Но оно очень строгий друг. Длительное пребывание на солнце приводит к перегреву (тепловой удар), вызывает сильные ожо¬ги наиболее чувствительных участков кожи.

При этих ожогах у ребенка температура порой поднимается до 40°С. Может раз-виться малокровие, обостриться ранее перенесенное заболевание. Время пребывания на солнце нужно дозировать: от первоначальных 5 минут до 30-40 минут, пока не появится ровный загар. Не надо, чтобы ребенок загорал лежа, «как мама», — пусть он играет, двигается. Голова у него должна быть покрыта. Не следует принимать солнечные ванны натощак или сразу после еды. Наиболее подходящее время для загара — первая половина дня, когда солнце посылает много ультрафиолетовых лучей.

Закаливание организма водой начинают обычно с обтирания. Рукавичкой, смоченной водой, обтирают шею, руки, грудь, спину, ноги. Затем растирают сухим полотенцем до легкого покраснения кожи. Первоначальная температура воды для годовалых детей должна быть близкой к температуре тела — около 36 "С, для остальных — около 34 "С. Каждые два-три дня температуру можно снижать на 1 "С, доведя ее до комнатной, а то и ниже.

После того как организм привыкнет к обтираниям, можно переходить к обливаниям и душам, соблюдая при этом ту же последовательность.

Купание — это такое средство закаливания, когда на организм ребенка действуют сразу и вода, и воздух, и солнце. Дети очень любят купаться. Но нужно внимательно следить за тем, чтобы детский организм не переохлаждался. Сначала разрешается быть в воде 4-5 минут, впоследствии — до 20 минут. Важно учитывать возраст ребенка и состояние его здоровья.

Самая приятная водная процедура — плавание. Древние римляне говорили о человеке, которого не уважали: он не умеет ни читать, ни плавать. Да, эта наука пригодится в жизни, и нужно помочь ребенку овладеть ею. Плавание тренирует сердце, легкие, почти все мышцы тела.

При любом закаливании необходимо следить за здоровьем ребенка, прекращать процедуру при малейших признаках недомогания, а возобновив, делать в такой же последовательности и постепенности, что и в первый раз.

Во многих семьях стало хорошей привычкой начинать утро с зарядки. В «строй» занимающихся гимнастикой становятся дети и родители. В комнате открывают форточки, включают радио, и начинается выполнение физических упражнений.

Летом занятия чаще всего проводятся на свежем воздухе. Зарядка обычно включает 6-9 упражнений, которые выполняются в определенной последовательности. Начало зарядки — ходьба или легкая пробежка «трусцой». Это упражнение связано с глубоким дыханием и подготавливает организм к последующей физической работе.

Первое упражнение преследует цель выпрямить позвоночник, улучшить крово-обращение в мышцах плечевого пояса и рук. Оно заключается в поднимании рук в стороны или вверх.

Второе упражнение служит главным образом для укрепления мышц ног, увеличения подвижности в суставах ног, улучшения кровообращения. Чаще всего применяются различные приседания.

Третье и четвертое упражнения укрепляют мышцы туловища, спины и живота, увеличивают подвижность позвоночника и улучшают деятельность органов брюшной полости. Для этого применяются различные наклоны в стороны, вперед и назад, что создает напряжение для многих мышц. Поэтому в последующих упражнениях нагрузка уменьшается.

Пятое упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса. Производится сгибание и разгибание рук, отжим от стула, стола или от пола.

Шестое упражнение — это наклоны в стороны, усиливающие боковые мышцы туловища и повышающие тонус брюшной полости.

Седьмое упражнение — маховые движения для увеличения подвижности суставов рук и ног.

Восьмое упражнение (прыжки и бег) служит для усиления общего обмена веществ в организме, повышения деятельности органов дыхания и кровообращения,

Девятое упражнение — заключительное, предназначено для успокоения дыхания.

Пользуясь этой схемой, можно составить свой комплекс упражнений. При всех упражнениях нужно следить за дыханием. Вдох следует делать через нос глубоко, а выдох — через рот продолжительно. Когда в упражнении нет четко выраженных фаз вдоха и выдоха, надо дышать равномерно. Зарядка «встряхивает» организм, развивает мышцы, улучшает работу сердца и легких, укрепляет здоровье. Она заряжает человека на целый день бодростью и работоспособностью. Если утренняя гимнастика делается систематически, а не от случая к случаю, она вырабатывает волю, дисциплинирует человека. Наряду с туризмом, вылазками на лыжах и на коньках утренняя гимнастика — хорошая семейная традиция.