Опубликовано 13 апреля 2016 в 15:50

Автор: воспитатель Ткачева М.В.

"Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге." (Вольтер)

В современном педагогическом процессе наметились тенденции, свидетельствующие об его обновлении в вопросах единства, взаимовлияния, взаимопроникновения различных составляющих процесса воспитания и формирования личности.
Обратившись к психолого - педагогическим исследованиям в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, я сделала попытку обосновать и экспериментально проверить возможности развития личности ребенка через занятия театральной деятельностью.
Целью данной работы стала попытка разработать теоретические и методические подходы к организации занятий по театральной деятельности.

1. Занятия направлены на гармоническое развитие способностей детей, приобщение его к театральной культуре.
2. Представляют собой целостную педагогическую систему, обращенную к природе ребенка, помогают пополнять его жизненную энергию.
3. Присутствует игровая атмосфера, как условие пробуждения интереса к занятиям.

Методической основой данной работы является теория развивающего обучения, формирования личности в процессе деятельности.

Методы исследования:

• Метод теоретического анализа опыта отечественных и зарубежных педагогов.
• Эмпирические методы: наблюдение, аудио и видеозаписи, их анализ.
• Опытно-экспериментальная работа по теме исследования.
• Ретроспективный анализ собственного опыта на протяжении 20 лет.

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано развлекать, воспитывать или проповедовать. С этими задачами театр справлялся — его возможности многообразны, а сила воздействия велика, потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди.«Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру добра» - сказал Н.В. Гоголь.
Театральная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития ребенка. Игра в театр является коллективной по характеру, что помогает нам в воспитании человека доброго, чуткого, учит детей взаимодействовать друг с другом, не ссориться, уступать друг другу. Занятия театральной деятельностью позволяют строить взаимодействие и общение друг с другом, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и т. д.
Выступление перед аудиторией формирует уверенность в себе, легче проходит адаптация. Играя какую-то роль, ребенок получает удовольствие и ему хочется идти в детский сад. Опыт социальных навыков поведения, способствует развитию у дошкольников всех компонентов речи. Мы обращаем внимание на четкое произношение слов, эмоциональную, интонационную выразительность, на связность речи. Занятия театральной деятельностью вместе с тем решают и другие задачи: развитие мышления, внимания. Памяти, общей и мелкой моторики.
Итак, занятия по театральной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.

Я работаю воспитателем 25 лет. Все это время я старалась, развивать в детях, с которыми я работаю, все лучшее, что заложено от природы. Приобщая их к театральному искусству в процессе образовательной и самостоятельной деятельности, достигла определенных успехов. Учитывая возможности каждого ребенка, я старалась расширить кругозор его знаний,способствовала формированию общей духовной культуры. Только развивая эмоции, интересы, мышление, речь, можно приобщить его к театральной культуре, заложить ее основы. В решении этих важнейших задач важнейшая роль принадлежит театру.