Условия для индивидуальной работы с обучающимися

Опубликовано 16 мая 2017 в 10:26

Использование педагогами личностно-ориентированного подхода в работе с детьми (индивидуального маршрута развития воспитанников).

В нашем дошкольном образовательном учреждении имеются 4 группы оздоровительной направленности для часто и длительно болеющих детей, для данной категории воспитанников создаются условия для индивидуального развития и возможности их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации.

Целевая установка этого принципа - создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей.

С этой целью на всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям.

Усилия специалистов в рамках нашего дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

  • определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;
  • выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;
  • создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.

Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В первую очередь отмечается необходимость координации и объединения профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута.

Диагностика в ДОУ проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста.

Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать индивидуальный маршрут, соответствующий образовательным и социальным потребностям ребенка.

Цель работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.

Образовательный маршрут включает основные направления:

  • организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
  • развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
  • формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
  • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
  • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
  • формирование представлений о пространстве, времени и количестве.


Наличие штатных психологов или договора с ЦППМС.

В ГБДОУ работают 2 педагога-психолога в группах оздоровительной направленности.

Наличие штатных учителей-логопедов.

В ГБДОУ работает 1 учитель-логопед на группах оздоровительной направленности.

Положение об индивидуальном образовательном маршруте

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

План работы с ионофонами